Подробный поиск:
кухни:
Ещё
Средний чек на человека:
Больше параметров Меньше параметров
Feed 006 16 08 31 14 18 11 dedyukhin
Resto
Resto
21 сентября 2016

Сомелье: профессии облик прекрасный

В последнее время в Екатеринбурге на пике популярности вечера дегустаций вина и эногастрономические ужины, предлагающие взыскательному гостю беспроигрышные гастрономические сочетания. Взоры всех присутствующих в такие вечера прикованы к одному человеку - представителю особой профессии, которая еще 15 лет назад в городе была весьма редкой - сомелье

Повсеместный интерес к профессии возник примерно в 2002 году с вступлением РАС в Международную Ассоциацию Сомелье. Ни для кого ни секрет, что объем знаний, которыми должен обладать сомелье, близок к энциклопедическим, и большинство представителей профессии – мужчины. Однако органолептическое восприятие женщин-сомелье чрезвычайно тонко, и посему достойно особого внимания. И подтверждением пусть послужит тот факт, что с 8 по 9 октября 2016 г. в Севастополе пройдет Первый Всероссийский женский конкурс сомелье.

В Екатеринбурге наберется неробкий десяток девушек, выбравших для себя эту особенную профессию. И вот с пятью из них мы встретились, чтобы узнать как они начали карьеру, и получить ответы на некоторые интересующие вопросы. Принимающей стороной этой встречи весьма символично выступил "Шампань Бар Соловьева", названный именем Семена Соловьева, первого сомелье города, открывшего свою, существующую и по сей день, "Винотеку Соловьева".

Юлия Басимова, шеф-сомелье и управляющий "Шампань бар Соловьева"

С Винотекой Соловьева работает уже около 3-х лет. Шампань бар был создан полтора года назад. Юлия работает здесь с самого начала, выступает в роли сомелье, работает с гостями и параллельно занимается организацией и проведением мероприятий и дегустаций, формированием винотеки.

«Однажды я подумала, что хочу помечтать и, помечтав, решила связать себя с этой сферой. Это было абсолютно фантазийной историей, но, когда у меня появилось свободное время, решила пойти в школу сомелье для себя. В тот момент появился первый набор у Артема Дударенко в «Аква Вита». Так все и началось. И это было абсолютно "для себя". Но через какое-то время мне позвонили и предложили работу. Так я стала кавистом в большой, просторной и красивой винотеке «Магнум», где проработала в общей сложности 2,5 года. Затем съездила на учебу в Москву и после моего возвращения мы подружились с винотекой Соловьева»

Алиса Кошкина, сомелье ресторана «Стейк-Хаус»

Работает в ресторане с февраля 2016 г. Занимается составлением винных карт и работой с гостями. До этого работала в ресторане паназиатской кухни "Креп де Шин", где начинала с официанта.

«На самом деле все началось в 2008 году, когда работала в ресторане «Дача» с Руженой Николаевной Воробьевой. Это человек, который любит вино и всегда о нем очень увлеченно рассказывает. А так как я работала барменом, то Ружена Николаевна заметила, что мне интересна тема вина, и стала делиться со мной профессиональной литературой. Мы вместе делали пробы вина. И, когда я попала в "Креп де Шин", я съездила на обучение в школу вина Энотрия (Санкт-Петербург), набралась не только теории и практики, но и энтузиазма».

Елена Соколова, управляющий винотекой «Бурбон»

«Как-то у меня выдался прекрасный летний вечер, и я пришла к Ивану Лазареву на занятие в школу «Vintage». Тогда я поняла, что все, что я до этого пила, все вином назвать нельзя. Это было 3 года назад и перевернуло мою жизнь. С тех пор я набираюсь опыта. Сначала я закончила школу «Vintage», затем поехала в Санкт-Петербург и поучилась там на 2-м уровне «WSEТ». По приезду вела частные дегустации, а сейчас я - управляющий винотекой «Бурбон», где есть простор для творчества. Параллельно я веду свой сайт «wine road», где рассказываю про путешествия, в которые мы ездим с друзьями. Я прописываю маршрут, списываюсь с виноделами, минуя всех поставщиков, немного пишу для wine style и это помогает договариваться с виноделами, которые нас с радостью принимают. Это совершенно особые эмоции!»

Анна Матюшина, сомелье и управляющий "Ателье вина Абрау Дюрсо"

По образованию Анна химик-технолог. Сейчас работает сомелье и управляющим Ателье вина, проводит дегустации, мастер-классы, винные ужины, а также выездные мероприятия.

«Меня всегда привлекал процесс дегустации вина, его оценки и эногастрономические сочетания. Поэтому еще во время учебы в институте начала работать сомелье в ресторане Креп де Шин. Там научилась и тонкостям сервировки, и работе с гостями, и увеличила свой дегустационный опыт. После окончания института испытывала муки выбора: дальше развиваться и заниматься вином или пойти работать по полученной специальности. Выбрала вино, родители были, конечно же, против: сомелье – мужская профессия! Но я настояла на своем. И так начался мой этап работы в винотеках Екатеринбурга и обучение в школе сомелье «Vintage» под руководством Ивана Лазарева. В общем, занимаюсь любимым делом нисколько не жалею о том, что выбрала профессию сомелье!»

Анастасия Прудникова, менеджер ресторана-бара «Огонёк» и ученик сомелье

«Я училась у Ивана Лазарева в школе «Vintage», попала туда случайно, благодаря своей фантазии, и однажды объявила своим руководителям, Дарье Кожевниковой и Евгению Кексину, что тема вина мне очень интересна. К моему удивлению, они тут же меня поддержали. Я не ожидала, насколько обучение в школе сомелье будет для меня ошеломляющим! В первые дни занятий я мало что понимала. Однажды прибежала к нашему бренд-шефу Денису Викторовичу Ветчинникову и пожаловалась на то, что никак не раскрываются мои рецепторы. Он по-дружески посмеялся и очень помог мне тогда. Я ведь очень критично отношусь с своим знаниям, но думаю, что я на верном пути. Недавно съездила к виноделам Крыма. Была на ужине-презентации нового урожая, познакомилась с Тодором Кацаровым, с Сергеем Бескоровайным, Максимом Ткачиборода, шеф-сомелье «Золотой балки», из компании «Сатера» - с Игорем Самсоновым, Олегом Репиным. Это, безусловно, фантастические люди!»

Как бы вы охарактеризовали идеального сомелье, и какими знаниями он должен обладать?

Юлия Басимова: когда мне задают вопрос , кто лучше справляется с работой сомелье - мужчины или женщины, ответ не может быть однозначным. Победители всевозможных конкурсов сомелье - чаще всего мужчины. Когда я вижу мужчин-сомелье, обладающих терабайтами знаний о вине, то для меня это – трепет, восхищение абсолютное. Но наша профессия  – это, прежде всего, общение с гостем, и тут я сразу вспоминаю 5 предметов по психологии в университете и женскую сенсорику, которая в 300 раз лучше, чем мужская. Когда речь идет о коммуникации, создании атмосферы во время общения, на мой взгляд, нет сомелье в ресторане лучше женщины. Кто такой идеальный сомелье, я не знаю. Например, если говорить о некой синергии, то, возможно, это идеальный вариант. Как-то раз мы вели с Семеном Соловьевым дегустацию, после которой Илья, наш соучредитель, сравнил нас с ведущими в захватывающем ток-шоу, за которыми публика неотрывно следит, дружно поворачивая головы от одного к другому. И потом, винотека – это еще и библиотека вина. Как уместить в ресторанной карте из 60-70 позиций весь Мир? Думаю, идеальный сомелье, это некий образ, который недостижим". 

Когда первую женщину-энолога Италии Терезу Лугнаротти спросили, с какими трудностями ей пришлось столкнуться в начале пути, когда она потеряла отца-винодела, и чье дело они с сестрой решили продолжать, Тереза ответила так: «Когда мы только начинали, самой большой проблемой оказалось завоевание доверия наших работников, особенно тех, которые преданно служили отцу". Как сложилось у вас, считают ли ваш выбор профессии необычным для женщины? Как к Вам относятся, когда узнают, что Вы женщина-сомелье...

Алиса Кошкина: когда в 2012 году я работала в "Креп де Шине", и мне предложили стать сомелье, 80% наших гостей еще не знали, кто такой сомелье. Сейчас все спокойно относятся к этому. У меня у папы был журнал «Сомелье», и это у меня в карме. У людей обычно вызывает удивление мой выбор профессии. Что касается Екатеринбурга, то эта сфера пока не имеет популярности, и пока вокруг нее есть какая-то таинственность.

Насколько глубоко, по вашему мнению, стоит задумываться об эногастрономических парах. На мой взгляд, достаточно купить бутылку любимого вина, приготовить любимое блюдо, и быть в отличном настроении. Как вы подбираете вино?

Анастасия Прудникова:  это интересный процесс. В нашем «Огоньке» появился винный клуб, эти встречи проходят раз в месяц по четвергам. Сначала мы определяемся с винами, которые будут на дегустации, затем собираемся с шефом, приглашаем Ивана Лазарева и открываем бутылочку вина. Дегустируем вино, и… открывается огромный простор для фантазии, создаются самые невероятные блюда, возникают самые невероятные ассоциации из памяти, вкусы... Мы всё быстро записываем, и так рождается меню винного клуба.

Юлия Басимова: у нас в "Шампань бар" есть некий стандарт, когда гостю задают вопрос: мы будем исходить из выбора вина или из того, что выберем из гастрономии? Есть некий фокус - когда гость приходит к сомелье, он имеет возможность раскрыть для себя неведомый мир. Как, например, было со мной однажды: нам подали бутилированное несколько месяцев назад, абсолютно «деревянное вино, без аромата», и к нему подали ростбиф, чуть-чуть обожженный с краешков, и в тот момент, когда они "поженились", произошло что-то невероятное внутри! И вот за этим человек приходит к сомелье, который немножечко волшебник, алхимик, у него много разных бутылочек, и он способен сделать «Вах!» для гостя

Анна Матюшина: у меня в "Ателье Абрау-Дюрсо" – жаркие споры по поводу того, что поместить в меню. Меню у нас всегда сезонное, ассортимент вин один и тот же. То есть свои позиции мы знаем от и до и, естественно, возникают разногласия по поводу сочетаний. Хочется подчеркнуть и вина, чтобы они заиграли новыми красками в сочетании с блюдами, и хочется, чтобы блюда тоже порадовали гостей. Чтобы это было небанально, интересно и экстравагантно. Допустим в летний сезон мы подавали окрошку на шампанском. Вы бы знали сколько бутылок игристого было продегустировано именно с этой окрошкой! Изначально была идея подавать блюдо на брюте: мы выбрали классическое игристое в сухом варианте. Начали дегустировать: одна, вторая, третья линейка… И по факту все-таки решили сделать на полусладком игристом. И это было просто невероятно! Гости ходили именно на окрошку. Еще брали с собой бутылочку того самого вина, которое мы наливали в окрошку, точнее ставили рядом бокал с красиво выложенной основой для блюда, после чего гость, чувствуя себя неким алхимиком, выливал вино в тарелку или мог просто выпить его, сочетая с салатом. То есть можно экспериментировать. И, конечно, дегустации, которые мы проводим, это всегда какое-то новое сочетание с одними и теми же винами, но можно поиграть с кухней. Например, с любимыми гостями вином Усадьбы «Дивноморская». И в итоге мы начинаем вместе с поварами придумывать закуски.

Биодинамические вина – интересная и популярная тема в винном маркетинге. Для простого обывателя – это необычно. А какое у вас отношение к такому вину?

Анна Матюшина: смешанные чувства. У нас сейчас на полке только одно биодинамическое игристое, сделанное в Абрау виноделом Эрве Жестеном. Когда выбирали главного консультанта для Абрау Дюрсо, кандидатам на эту должность дали некий простор для творчества, и тогда все подшучивали над Эрве, который в создании вина следует лунному календарю. Но в слепой дегустации он и победил. Это, действительно, было самое интересное вино из того, что предоставили участники гонки за должность главного консультанта.

Елена Соколова: мне кажется, нужно разделять биодинамические и органические вина. Потому что органика – это максимальный отказ от химических средств при производстве вина, а биодинамика – это культовая часть фанатизма, доведенная до шаманства. И еще мне кажется, что в этом есть какой-то маркетинговый ход, потому что приверженцы биодинамики искренне верят, что только так можно создавать вино, и оно вино будет рождено в недрах самой земли. Но на Западе очень высокая культура потребления вина, и тенденция такова, что не хочется пить образцы, которые пробовал, хочется новых ощущений, новых вкусов. Вместе с тем есть большое количество людей, нацеленных на здоровый образ жизни, и в эту струю отлично и очень элегантно вписываются органические и биодинамические вина.

Юлия Басимова: для меня недавно открылся такой смысл. Есть один поставщик, который стал резко популярным среди сомелье Санкт-Петербурга и Москвы, и мы решили продегустировать его вина. Биодинамические вина – это странно, необычно, порой - шокирующе: «дедовский способ» производства. Но почему тогда сомелье в таком восторге от этого вина? Есть вино органическое и неорганическое и попробуй отличи его в бокале. Например, человек, ожидая Pino Grigio, получая «это», как правило, очень сильно жалеет своих денег. Но мое свежее впечатление заключается в том, что после дегустации порядка 10 образцов и биодинамики, и органики, так называемых «ручных» вин, я написала в чате коллег, что понимаю почему биодинамика стала такой популярной. Не потому, что эти вина необычные и выходящие за рамки общепринятого стандарта, а потому что внимание импортеров обращено на неизвестные вина, которые они находят у фермеров. И еще потому, что при этом обнаруживаются удивительные вещи, которые при ближайшем знакомстве могут составить конкуренцию винам так называемого «бургундского» типа виноделия. Ведь все эти вещи сейчас дороги…Биодинамические вина – чаще непонятны, но, если сравнить их с условно равным качеством вина, то они вызывают восторг, потому что это элегантные, хорошо, слаженно сделанные вина - хорошая альтернатива популярным позициям.

Какие вина вы рекомендуете в осенний период?

Юлия Басимова: очень легкие нежные красные, пока по стилю далекие от «каминных» вин: Пино Нуар (Pinot Noir), вина Этны (Etna) и, возможно, Гаме (Gamay) или Луарский Каберне Фран (Cabernet Franc).

Беседовала Елена Овчинникова

Фото: Кирилл Дедюхин

Благодарим за гостеприимство шеф-сомелье и управляющего Шампань бара Соловьева Юлию Басимову

Рестораны из этой новости

Ресторан Champagne bar Соловьёва

Екатеринбург, Радищева ул., д. 25

Ресторан Стейк-Хаус

Площадь 1905 года, Екатеринбург, Ленина пр-кт., д. 69, корп. 1

Ресторан Crepe de chine

Динамо, Екатеринбург, Карла Либкнехта ул., д. 38, корп. а, (здание Государственной Филармонии)

Ресторан «Огонёк» Место на повестке дня

Площадь 1905 года, Екатеринбург, Энгельса ул., д. 36, корп. А

Ресторан Ателье вина Абрау Дюрсо

Площадь 1905 года, Екатеринбург, Сакко и Ванцетти ул., д. 61