Екатерина Стародубцева - директор и совладелица агентства HURMA Recruitment. За плечами у нее около 14 лет работы в крупных сетях ("Две палочки", сеть баров "Дорогая, я перезвоню..", "TGI Fridays", "Costa Coffe" и пятизвездочный отель "Mistral Hotel & SPA" (г. Москва). 1-3 марта, как специалист по HR-направлению в ресторанном бизнесе, она выступит на семинаре в рамках HoReCa Expo Ural. В интервью Resto Екатерина рассказала о состоянии рынка труда в настоящее время и обозначила основные проблемы подбора персонала, с которыми приходится сталкиваться работодателям.
Екатерина, расскажите, пожалуйста, в целом о ситуации на рынке труда. Много ли кадров уже сократили в сфере и сколько собираются сократить?
Могу однозначно сказать, что сейчас тенденция № 1 - ориентир на качество. Произошли серьезные сокращения, в связи с которыми остались только результативные сотрудники, способные работать в режиме многозадачности. Крупные холдинги решили отказаться от отделов по подбору персонала, возложив поиск талантов на профильные кадровые агентства, такие как Head Нunter. Последние видят рынок лучше и шире и постоянно "варятся" в ресторанном сообществе, чего не скажешь об отделах персонала, которые в качестве главного источника подбора выбирают только работные сайты. Летом нас вновь ожидает волна сокращений.
Несмотря на пресловутый кризис, заведения, в частности в Екатеринбурге, продолжают открываться - не роскошной, конечно, концепции, но рабочие места создаются. Почему же тогда повсюду сокращения?
Кризис помог очистить рынок от менее эффективных сотрудников. Сейчас при поиске кадров, прежде всего, обращают внимание на их универсальность (один директор на два ресторана, один менеджер по маркетингу на два направления: PR и маркетинг). Таким образом, при большом количестве сокращенных сотрудников, самые эффективные из них сохранят работу. Ценных профессионалов редко встретишь на сайтах по поиску работы.
Какие профессии в ресторанном бизнесе, в первую очередь, попадают под сокращение и почему?
Маркетинг, PR, отдел персонала (не кадровое делопроизводство), отдел развития. Практически все департаменты связаны с развитием, в свете этого их функции либо передают на аутсорсинг, либо операционному отделу, создавая самообучающиеся компании, а локальный маркетинг прорабатывают на местах директора ресторанов и так далее.
Какими навыками лучше запастись работникам ресторанной сферы, чтобы не остаться без работы в тяжелое время?
В первую очередь, работоспособностью, скоростью реагирования и стремлением саморазвиваться. Есть такая поговорка – будешь стоять на месте, тебя съест акула. Вот так и сейчас - развитие и еще раз развитие.
Какие должности сейчас наиболее востребованы?
Конечно, шеф-повара. За последний год тенденции ресторанного рынка сильно изменились, гости стали ходить в заведения чаще ради «вкусных» шеф-поваров, нежели красивого и дорогого интерьера. Следуя моде, многие из них делают фото еды и выкладывают в Инстаграмм. По этой причине рестораторы стремятся заполучить любой ценой таких шефов, которые смогут не только вкусно приготовить блюдо, но и сделать из этого процесса шоу! Их дефицит особенно вырос после подъема цен на доллар и евро. Теперь невыгодно работать с экспатами, да и тренд двигается в сторону наших, отечественных шефов. В данный момент на свободном рынке специалистов практически нет, во всяком случае тех, кого хотят получить работодатели через кадровые агентства.
Сколько на сегодняшний день может зарабатывать, скажем, официант?
По-разному, зависит от ресторана и самого официанта. Средняя цифра - 45 000 рублей.
Какой вы видите ситуацию на рынке труда в ближайшем будущем?
Первая тенденция - ориентирование на качество и эффективность.
Вторая - яркий вектор на подбор талантов из регионов. Крупные мегаполисы (Москва и Санкт-Петербург) уже исчерпали свои ресурсы, и большие холдинги все чаще заказывают региональных сотрудников, у которых мотивация и желание развиваться выше! Третий момент - это HR-брендинг, что является основной мотивацией поколения «Y». Многие холдинги серьезно задумались об этом, изменились точки контакта с аудиторией, и все чаще стали использоваться digital-каналы.
Екатерина Стародубцева: «Кризис избавил рынок от неэффективных сотрудников»
Екатерина Стародубцева - директор и совладелица агентства HURMA Recruitment. За плечами у нее около 14 лет работы в крупных сетях ("Две палочки", сеть баров "Дорогая, я перезвоню..", "TGI Fridays", "Costa Coffe" и пятизвездочный отель "Mistral Hotel & SPA" (г. Москва). 1-3 марта, как специалист по HR-направлению в ресторанном бизнесе, она выступит на семинаре в рамках HoReCa Expo Ural. В интервью Resto Екатерина рассказала о состоянии рынка труда в настоящее время и обозначила основные проблемы подбора персонала, с которыми приходится сталкиваться работодателям.
Екатерина, расскажите, пожалуйста, в целом о ситуации на рынке труда. Много ли кадров уже сократили в сфере и сколько собираются сократить?
Могу однозначно сказать, что сейчас тенденция № 1 - ориентир на качество. Произошли серьезные сокращения, в связи с которыми остались только результативные сотрудники, способные работать в режиме многозадачности. Крупные холдинги решили отказаться от отделов по подбору персонала, возложив поиск талантов на профильные кадровые агентства, такие как Head Нunter. Последние видят рынок лучше и шире и постоянно "варятся" в ресторанном сообществе, чего не скажешь об отделах персонала, которые в качестве главного источника подбора выбирают только работные сайты. Летом нас вновь ожидает волна сокращений.
Несмотря на пресловутый кризис, заведения, в частности в Екатеринбурге, продолжают открываться - не роскошной, конечно, концепции, но рабочие места создаются. Почему же тогда повсюду сокращения?
Кризис помог очистить рынок от менее эффективных сотрудников. Сейчас при поиске кадров, прежде всего, обращают внимание на их универсальность (один директор на два ресторана, один менеджер по маркетингу на два направления: PR и маркетинг). Таким образом, при большом количестве сокращенных сотрудников, самые эффективные из них сохранят работу. Ценных профессионалов редко встретишь на сайтах по поиску работы.
Какие профессии в ресторанном бизнесе, в первую очередь, попадают под сокращение и почему?
Маркетинг, PR, отдел персонала (не кадровое делопроизводство), отдел развития. Практически все департаменты связаны с развитием, в свете этого их функции либо передают на аутсорсинг, либо операционному отделу, создавая самообучающиеся компании, а локальный маркетинг прорабатывают на местах директора ресторанов и так далее.
Какими навыками лучше запастись работникам ресторанной сферы, чтобы не остаться без работы в тяжелое время?
В первую очередь, работоспособностью, скоростью реагирования и стремлением саморазвиваться. Есть такая поговорка – будешь стоять на месте, тебя съест акула. Вот так и сейчас - развитие и еще раз развитие.
Какие должности сейчас наиболее востребованы?
Конечно, шеф-повара. За последний год тенденции ресторанного рынка сильно изменились, гости стали ходить в заведения чаще ради «вкусных» шеф-поваров, нежели красивого и дорогого интерьера. Следуя моде, многие из них делают фото еды и выкладывают в Инстаграмм. По этой причине рестораторы стремятся заполучить любой ценой таких шефов, которые смогут не только вкусно приготовить блюдо, но и сделать из этого процесса шоу! Их дефицит особенно вырос после подъема цен на доллар и евро. Теперь невыгодно работать с экспатами, да и тренд двигается в сторону наших, отечественных шефов. В данный момент на свободном рынке специалистов практически нет, во всяком случае тех, кого хотят получить работодатели через кадровые агентства.
Сколько на сегодняшний день может зарабатывать, скажем, официант?
По-разному, зависит от ресторана и самого официанта. Средняя цифра - 45 000 рублей.
Какой вы видите ситуацию на рынке труда в ближайшем будущем?
Первая тенденция - ориентирование на качество и эффективность.
Вторая - яркий вектор на подбор талантов из регионов. Крупные мегаполисы (Москва и Санкт-Петербург) уже исчерпали свои ресурсы, и большие холдинги все чаще заказывают региональных сотрудников, у которых мотивация и желание развиваться выше! Третий момент - это HR-брендинг, что является основной мотивацией поколения «Y». Многие холдинги серьезно задумались об этом, изменились точки контакта с аудиторией, и все чаще стали использоваться digital-каналы.
Подготовила Анастасия Кухлевская
Фото предоставлены Екатериной Стародубцевой, glasscockschoolblog.com
Фотографии в публикациях предоставляются ресторанами. Цены актуальны на момент публикации.