Наверное, нет в России ни одного любителя виски, которому бы не была известна личность Эркина Тузмухамедова, знатока, ценителя и пропагандиста национального напитка, который считают своим в Шотландии, Ирландии, Англии, США, Канаде и даже в Индии с Японией. В начале апреля автор множества книг про крепкий алкоголь вообще и про виски в частности, посетил Екатеринбург, а если точнее, бар "Old Fashioned Studio" с мастер-классом и дегустацией «Лаборатория виски» при поддержке бренда "Dewar’s", перед которым ответил на вопросы Resto.ru.
Эркин, расскажите, о чем пойдет речь на мастер-классе?
Как всегда, сделаю обзор на тему «Виски мира», проведу сравнительную дегустацию, особое внимание уделю "Dewar’s".
А чем виски от "Dewar’s" так хорош?
Я бы вообще порекомендовал любой бленд Dewar’s в качестве виски на каждый день, отличное качество, сбалансированный вкус.
Как вы думаете, почему национальные напитки той же Шотландии и России так кардинально отличаются? Водку, например, никакой выдержке не подвергают, пьют так, а виски непременно должен провести в бочке не меньше трех лет. И это при том, что шотландцы до того, как вошли в состав Великобритании, особой цивилизованностью не отличались, да и вообще англичане пьют едва ли меньше, чем русские.
Отвечаю по порядку. Самое главное, что следует знать о водке, так это тот факт, что вот то, что нам предлагают в качестве водки сейчас, никакого отношения к русскому национальному напитку не имеет. Нам сейчас приходится иметь дело со спиртом-ректификатом, разведенным водой – именно так определяется государственный стандарт, введенный вместе с государственной винной монополией 1895 года. Это самая страшная штука в мире алкоголя, которая вызывает самое быстрое привыкание, тяжелейшее похмелье и все остальные проблемы. Более того, водка, в ее нынешнем виде, является единственным национальным напитком, который невозможно воспроизвести в домашних условиях. Все остальное – виски, коньяк, граппу и так далее, можно, а водку – никак. Конечно, до введения монополии водку, или, как тогда говорили, «хлебное вино» не выдерживали, но во всяком случае, подвергали тщательной очистке и активно настаивали. Хрестоматийный пример про помещика, в погребах которого были водки на все буквы алфавита – от анисовой до яблочной. И, справедливости ради стоит добавить, что стандарты, предписывающие выдерживать виски не менее трех лет в дубовых бочках, были введены в Соединенном Королевстве всего-то сто лет назад, в 1915 году. Так что они тоже не отличались особым терпением.
Как по-вашему, можно ли говорить о взаимосвязи национальной кухни и алкоголя?
Да, конечно, все это тесно увязано. В случае с Великобританией правильнее было бы говорить о пивной кухне. Все-таки у них пиво в разных его проявлениях - напиток № 1. В России все тоже понятно – наша национальная кухня в чистом виде водочная. Разумеется, я не говорю о той отраве, которую сегодня принято так называть. Вот кстати, о пиве. Я очень его люблю и пробую везде, где только можно. Разумеется, я не имею в виду кошмарную массовую продукцию, которую сегодня выдают за пиво в масс-маркете. (Мы посоветовали Эркину посетить пивной магазин Jawsspot, где торгуют крафтовым пивом, в том числе и местного производства. Он так и сделал и по достоинству оценил продукцию локальных пивоварен. – прим. автора А.Л.)
Какой самый старый виски вам доводилось пробовать?
Однажды в Эдинбурге, в Шотландии один коллекционер виски решил распродать свою коллекцию и вот тогда мне повезло продегустировать односолодовые "Bowmore" и "Ardbeg" 30-х годов.
Эркин, вам по долгу службы, очевидно, иметь дело с алкоголем довольно часто, раскройте секрет, как удается сохранять форму, трезвый ум и твердую память?
Ну, во первых, я никогда не пил алкоголь ради того, чтобы напиться пьяным. Я только дегустирую. Во-вторых, я всегда старался употреблять исключительно качественные напитки. Чего и всем желаю.
Беседовал Алексей Лущанов
Фото: Kolinz